Как деприватизировать жилье

Квартиру, которая находится в собственности у государства, можно приватизировать, и она станет вашей собственностью. Существует также возможность вернуть жилье государству, из собственника снова превратившись в нанимателя.

Деприватизация - это перевод жилого помещения из индивидуального жилищного фонда в государственный или муниципальный жилищный фонд социального использования и дальнейшее предоставление этого жилого помещения бывшему собственнику (собственникам) по договору социального найма. Т. е. деприватизация - это процесс, обратный приватизации.

Необходимость деприватизировать квартиру может быть связана с трудным материальным положением. За квартиру, которой вы владеете на праве собственности, нужно регулярно платить налог, взносы на капитальный ремонт. Наниматель жилья по договору социального найма освобожден от этих платежей. Также бывают причины личного и семейного характера. Одинокие пожилые люди иногда решают деприватизировать квартиру, чтобы она не досталась мошенникам.

Важно: после деприватизации гражданин не сможет снова воспользоваться правом на приватизацию (право на приватизацию предоставляется однократно). Также квартиру, перешедшую в жилой фонд муниципалитета, наниматель не сможет продать, сдать в аренду, оставить в наследство и использовать в качестве залога.

Законодательство о деприватизации

О деприватизации говорится в статье 9.1 Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” от 04.07.1991 № 1541-1, а также в статье 20 Федерального Закона “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” от 29.12.2004 № 189-ФЗ:


Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


Вопрос о передаче приватизированного жилого помещения в государственную или муниципальную собственность федеральным законодательством не урегулирован. Каждый регион и муниципальное образование самостоятельно устанавливают правила и порядок деприватизации.

В зависимости от региона могут отличаться названия ведомств, занимающихся вопросами деприватизации жилья, формы заявления на деприватизацию и пакет требуемых документов. Но в целом алгоритм схожий.

Всегда ли можно деприватизировать квартиру

Квартира, которую вы решили вернуть государству, должна обязательно соответствовать этим требованиям:

  • квартира является для вас единственным местом постоянного проживания;

  • она получена вами в результате приватизации (не по наследству, дарению и т. п.) и свободна от любых обязательств и ограничений (обременений), в том числе от долгов за ЖКУ;

  • в квартиру после приватизации не были вселены другие люди, не была сделана перепланировка;

  • все собственники согласны на деприватизацию;

  • никто из собственников не выбыл (в том числе по причине смерти);

  • зарегистрированы сведения в ЕГРН о приватизированном жилом помещении;

  • в суде нет дел по поводу оспаривания прав на приватизированную квартиру;

  • состав собственников приватизированной квартиры не изменился, в том числе не было изменения долей в праве собственности.

Какие документы нужны и куда их подать

Чтобы осуществить деприватизацию квартиры, нужно подготовить документы и подать их в орган, уполномоченный на принятие решений о деприватизации жилья.

Понадобятся:

  • заявление о передаче квартиры в государственную или муниципальную собственность, подписанное всеми собственниками;

  • согласие на передачу в собственность муниципалитета приватизированной квартиры и заключение договора социального найма;

  • копии документов, удостоверяющих личность граждан, которые передают квартиру в собственность муниципалитета: для граждан старше 14 лет - паспорт, для детей до 14 лет - свидетельство о рождении (оригиналы нужно взять с собой, когда будете подавать документы);

  • правоустанавливающие документы на квартиру или выписка из ЕГРН;

  • разрешение на отчуждение квартиры из органов опеки и попечительства, если одним из собственников является несовершеннолетний ребенок;

  • копия финансового лицевого счета и выписка из домовой книги с места жительства;

  • справка из налоговой об уплате налога на имущество;

  • технический паспорт квартиры;

  • справка об отсутствии задолженности за ЖКУ.

Подать пакет документов можно в ближайшем МФЦ (многофункциональном центре), а в Москве - в центре “Мои Документы”. Также можно подать документы в местной администрации. При подаче должны присутствовать все собственники квартиры старше 14 лет. Если кто-то не сможет прийти, можно оформить нотариальную доверенность на представителя.

В течение 60 дней после подачи документов будет подготовлен договор о передаче квартиры в муниципальную или государственную собственность - собственникам нужно будет снова прийти в МФЦ и подписать договор.

После подписания договор нужно передать сотрудникам МФЦ для регистрации в Росреестре. А после регистрации договора в течение двух недель с вами будет заключен бессрочный договор социального найма. Квартира теперь будет частью жилого фонда муниципалитета, а бывшие собственники и все зарегистрированные там ранее лица будут проживать в ней далее уже как наниматели.



Комментарии

Добавить комментарий

Смотрите так же

Последние публикации

Остались вопросы?

Посмотрите наши обучающие ролики, чтобы лучше понять, как устроен сервис Вместе.ру

Справочный центр

Вместе.ру (vmeste.ru) использует файлы cookie для работы и совершенствования сервиса Вместе.ру. Подробнее об этом можно узнать на странице информации о файлах cookie. Нажимая «OK» или продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь, что мы можем разместить файлы cookie.